Желтые красавцы ждут пассажиров
На территории депо нас встречает гендиректор ОАО «Троллейбус Новороссийска» Анна Алинкина. Рассказывает: новый год предприятие встретило с оптимизмом. И в доказательство своим словам сразу же ведет нас туда, где, солнечно блистая желтыми боками, стоят новенькие троллейбусы.
— Вот они, наша радость — яркие, красивые, современные. Мы их за цвет «канареечками» называем, — не скрывая гордости, говорит Анна Николаевна. — В этом году получили 4 такие машины от КТК и одну — в рамках федеральной программы «Доступная среда».
«Новички» оборудованы по последнему слову техники — есть навигация, автоматическое объявление остановок, система ГЛОНАСС. Они буквально напичканы электроникой, а еще имеют возможность двигаться автономным ходом до 10 километров — на аккумуляторе. Кто из водителей будет ими управлять — уже известно. Распределение делал сам коллектив депо. Рулевыми «канареек» будут самые достойные.
— В прошлом году мы получили 4 подобных современных троллейбуса, предназначенных для обслуживания в том числе и маломобильных групп населения. С учетом пополнения таких машин в нашем парке теперь будет уже девять, — продолжает Анна Николаевна. — Сейчас они запущены по маршрутам № 1 и № 6. Планируем закрыть ими и другие основные направления — до Цемдолины и на Мефодиевку.
А ведь долгое время у предприятия были огромные проблемы с обновлением подвижного состава. С 2006 по 2015 год не поступило ни одной новой машины!
Шесхарис замер в ожидании

В парке ОАО «Троллейбус Новороссийска» есть не только электротранспорт, но еще и 18 автобусов, 9 из них — низкопольные.
Пять автобусов работает на многострадальном маршруте 27В, ведущем на Шесхарис. Раньше туда ходил троллейбус, но после начала строительства авторазвязки нам пришлось снять часть контактной сети. Теперь стройка остановлена, а контактная сеть так и лежит у нас на складе. Когда мы сможем вновь запустить на Шесхарис троллейбусный маршрут — неизвестно. Первоначально нам обещали, что это случится к августу 2015 года, но все сроки уже, как видите, прошли, — с сожалением рассказывает Анна Николаевна.
Но есть и приятные перспективы. Планируется запустить электротранспорт по улице Южной.
Хамство — отставить!
Огромное внимание в ОАО «Троллейбус Новороссийска» уделяется безопасности пассажирских перевозок.
По словам Анны Алинкиной, водители и кондукторы очень внимательны к оставленным в салоне вещам. Например, в прошлом году несколько раз движение троллейбусов останавливалось из-за того, что кто-то оставлял в салоне одной из машин сумку. К счастью, все тревожные сигналы были ложными.
— Правила, регулирующие время труда и отдыха, на нашем предприятии соблюдаются всегда и неукоснительно. Так было в советские времена, так принято и сейчас. Пассажиры могут быть уверены: их везут профессиональные, здоровые, отдохнувшие и трезвые водители на исправной технике. А еще вы никогда не столкнетесь с хамством в троллейбусах. По проездным мы возим, старушек из салона не выгоняем, — говорит Анна Николаевна. — Наоборот, кондукторам иногда самим достается. Люди часто именно на них вымещают свое недовольство чем-либо.
Сталкиваться с агрессией приходится и водителям. Бывали даже случаи избиения. Недавно молодой человек в ответ на просьбу оплатить проезд при выходе ударил водителя бутылкой по голове. И это не единичный инцидент.
В депо своих не обижают
В ОАО «Троллейбус Новороссийска» трудятся 320 человек. Анна Алинкина уверяет: дорожат каждым. И это не просто слова.
Краснодаре с недавних пор отменена льгота для сотрудников тамошнего депо на бесплатный проезд в троллейбусах, приводит пример моя собеседница, теперь, если краснодарский кондуктор в свой выходной отправился по делам, он покупает билет на общих основаниях. В Новороссийске же до сих пор действует бесплатный проезд по удостоверению сотрудника троллейбусного депо. И руководство предприятия отменять его не собирается.
— Это не та прибыль, за которую нужно бороться. Забота о своих сотрудниках — важнее, — считает Анна Алинкина. — Кроме того, по колдоговору после 25 лет работы на нашем предприятии у человека появляется пожизненное право бесплатного проезда в новороссийских троллейбусах. И я считаю это справедливым. Человек жизнь отдал троллейбусному депо, а мы с него деньги брать будем? Ни в коем случае. Нельзя обижать наших пенсионеров. Никакая экономика этого не стоит.
Вырулим ли из кризиса?

Постоянные читатели «НР» помнят наши предыдущие материалы о троллейбусном депо. В них сквозила тревога за судьбу новороссийского электротранспорта.
Напомним, в начале апреля компания, не имеющая возможности рассчитаться с накопившимися долгами, подала иск в суд на собственное банкротство. К решению проблемы подключилась администрация Новороссийска. Если предприятию удастся вый-ти из кризиса, заявление о банкротстве пообещали отозвать.
Так что же сейчас с этим заявлением?
— Иск еще не отозван. Мы находимся в процедуре внешнего наблюдения, — сообщила Анна Алинкина. — Конечно, финансовая ситуация нормализуется, но нам хотелось бы более эффективных темпов. Сегодня себестоимость перевозки одного пассажира в троллейбусе — 19 рублей, тогда как мы возим по 15. К счастью, нам помогает городская администрация — с оплатой за электроэнергию. Плюс мы получаем ежемесячно порядка 2 миллионов в виде субсидии на возмещение затрат.
Издержки, конечно, немалые. Например, в депо назрела большая потребность в новых колесах. Чтобы полностью «переобуть» весь парк, необходимо порядка 200 колес, каждое из которых стоит около 16 тысяч рублей. Если посчитать общую сумму, получится больше 3 миллионов рублей.
Однако гендиректор троллейбусного предприятия не теряет оптимизма.
— Мы выкручиваемся. Уже поменяли все передние колеса — взяли их в долг, потихоньку рассчитываемся, — говорит Анна Николаевна. — Стараемся работать ответственно и качественно, и это дает свои результаты. К примеру, в конце декабря — начале января многие маршрутки из-за разгула стихии не вышли на линию, а вот троллейбусы ездили без перебоев.
Пахнет лишь свежей клубникой
К разговору подключается сотрудник троллейбусного депо Александр Яровой, проработавший на предприятии уже 45 лет. Когда-то он начинал свою карьеру с должности простого водителя, а сейчас занимает должность мастера-наставника.
— Курирую молодых водителей, что-то им подсказываю, одним словом — наставляю. Если сравнивать с вашей работой, то это как главный редактор, — улыбается Александр Сергеевич.
По его мнению, новороссийский троллейбус — это лучший транспорт на свете.
— Экологически чистый, просторный, безопасный, в салоне — никаких запахов. Единственное — когда весной садятся пассажиры с корзинкой свежих огурцов или клубники, то на весь салон вкуснейший аромат раздается. И у водителя, и у пассажиров слюнки текут, — смеется Александр Сергеевич.
— По моему мнению, троллейбусы — это одна из визитных карточек нашего города, — согласна с коллегой Анна Алинкина. — Наша задача — во что бы то ни стало их сохранить. Именно поэтому мы просим каждого горожанина: прокатитесь на троллейбусе! Не пожалеете.